Конференция 6 сентября 2013 Москва

Международная практическая конференция

Утилизация транспортных средств в России

6 сентября 2013, Москва, НИТУ «МИСиС» (Ленинский проспект, 4), ауд. 636

Документы для ознакомления

Пресса

При поддержке: Национальной саморегулируемой организации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «РУСЛОМ.КОМ», Союза «Национальное объединение саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами производства и потребления», Объединения автопроизводителей России; Госкорпорации «РОСТЕХ», Ассоциации Европейского Бизнеса.

При участии: Минпромторга РФ, Минэкономразвития РФ, Евразийской экономической комиссии.

Цель: Привлечь внимание всех заинтересованных сторон к создаваемой в России системе утилизации легкового и грузового автотранспорта, железнодорожных вагонов. Показать варианты участия в системе утилизации российским и зарубежным автопроизводителям и вагоностроительным предприятиям. Объяснить регионам, как они смогут получить финансирование и почему нужна региональная программа развития отрасли утилизации транспортных средств. Для привлечения регионам денег на строительство новых мощностей по переработке необязательно рассчитывать исключительно на создаваемый Государственный фонд утилизации. Русмет, НП НСРО РУСЛОМ.КОМ совместно с финансовой компанией GHP GROUP предлагают использовать механизм концессий.

Фотоотчет

Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России Конференция Русмет: Утилизация транспортных средств в России

Событие, посвященное торговому спору между Россией и ВТО по утилизационному сбору, прошло в МИСиС

6 сентября 2013 года в МИСиС прошла международная конференция «Утилизация траспортных средств». Свое участие подтвердили Представительство ЕС в России, все крупнейшие автопроизводители мира, входящие в Ассоциацию Европейского Бизнеса, такие как General Motors, Тойота, БМВ, Рено, Фольксваген, Киа Моторс, Хенде Моторс, Ягуар Ленд Ровер, представители Администрации шести российских регионов (Калужская, Ленинградская, Нижегородская, Московская области, Москва), представители Аппарата пономочного представителя Президента в Уральском Федеральном Округе и Центральном Федеральном Округе. От российских автопроизводителей принимают участие компании, входящие в Объединение автопроизводителей России — это ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ», ОАО «Sollers», АМО «ЗИЛ», ООО «АВТОТОР-холдинг», ОАО «МАЗ», ЗАО Вольво Восток, ОАО «АСМ – холдинг», ФГУП НАМИ, ЗАО «Автокомпоненты и оборудование».

Со стороны металлургов подтвердили присутствие компании, входящие в НП «Русская сталь» — Северсталь, Металлоинвест, ММК и Евраз. Принимают участие и такие крупные международные компании, как Mitsui. Ломопереработчики участвуют как со стороны компаний из России и Казахстана, входящих в НП НСРО РУСЛОМ.КОМ, так и со стороны независимых компаний. Машиностроители — от госкорпорации «РОСТЕХ».

Освещают мероприятие международное информагентство Reuters, российские деловые и специализированные СМИ.

Участники

Кратко о проблеме

Взимание утилизационных сборов Россией с 1 сентября 2012 года на транспортные средства вызвало первый торговый спор России и ЕС в рамках ВТО. Процедура торгового спора начата в июле 2013 года. Позже чиновников Евросоюза официально поддержали власти США, Китая, Японии, Турции и Украины. Проигрыш грозит большими издержками и штрафами.

Россия обязательно победит и вместе с ней победит весь мир, если профессионалы объединятся. С учетом международного резонанса, сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в РФ была создана новая отрасль утилизации автомобилей, состоящая из региональных программ по авторециклингу. Это новые заводы в регионе, которыми смогут все гордиться. Это новые рабочие места. Это налоги, которые позволят реализовать более эффективно социально-ориентированную политику.

Профессионалы рынка со стороны переработчиков предлагают как разработать и реализовать региональные программы развития отрасли утилизации транспортных средств, так и привлечь инвестиции

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», а также в свете ожидаемых поправок к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», за счет уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами должны быть сформированы целевые фонды для развития комплексной системы утилизации транспортных средств в России. Определена роль субъектов Федерации в разработке региональных программ утилизации. По состоянию на 1 августа 2013 года утилизационные сборы составили десятки миллиардов рублей. Использование механизма концессий позволит дополнительно привлечь средства западных инвестфондов, что создает финансовую основу для строительства заводов и перерабатывающих производств. Стоит отметить, что отрасль утилизации относится в мире к наиболее инвестиционно привлекательным сегментам экономики. К проблеме утилизации транспортных средств привлечено большое внимание бизнеса со стороны мировых автопроизводителей.

НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» в партнерстве с Московским Автодорожным Институтом предлагают совместно с Правительствами субъектов Федерации РФ, разработать и подготовить региональные программы «Авторециклинг», реализация которых позволит, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2012 года №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» привлечь из федерального бюджета средства для создания в округах современной инфраструктуры комплексной системы утилизации транспортных средств, включающей транспортно-логистические предприятия, отдельные предприятия по переработке резины, пластмассы, стекла, охлаждающих жидкостей, масел и других компонентов утилизируемого транспортного средства. По расчетам специалистов НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» необходимая сумма составляет от 5 до 7 млрд. рублей на каждый округ. Это обеспечит занятость 1100–1300 жителей, поступление в бюджет округа более 100 млн. рублей налоговых платежей ежегодно, снизит нагрузку на полигоны ТБО и создаст социально-экологическую услугу, в которой остро нуждаются автовладельцы.

Президент РФ, начиная с 2009 года неоднократно акцентировал внимание Правительства и руководителей субъектов Федерации на создании в РФ системы комплексной утилизации. Проводившийся в 2010–2011 годах по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009г. №1194 эксперимент показал, что в Российской Федерации отсутствует система комплексной утилизации транспортных средств, которая предусматривает функционирование предприятий по переработке большинства компонентов утилизируемого транспортного средства: не только металла, но и резины, стекла, пластмасс, охлаждающих жидкостей, аккумуляторов, масел и т.д. Проблема утилизации транспортных средств в РФ становится все более актуальной в условиях роста автопарка и изменения его возрастной структуры: на начало 2013 года более половины автопарка составляют автомобили со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Увеличение нагрузки на дорожную сеть, число ДТП с летальными исходами и состояние окружающей среды обуславливают необходимость проактивного развития в системы комплексной утилизации автотранспортных средств в каждом федеральном округе РФ.

Общее количество ежегодно выводимых из эксплуатации и подлежащих утилизации автотранспортных средств:

Российская Федерация

Год Прогноз количества ТС, подлежащих утилизации (за год), ед. Суточная потребность в мощностях системы утилизации
легковых ТС автобусов грузовых ТС Машиномест в пунктах приема легковых ТС Рейсов автовозов/ сутки Мощностей для переработки
металл, т/сут.пластики+ резина, т/сут.стекло, т/сут.
20121 298 62070 422313 74335584457 3811 726233
20131 484 93071 830329 43040685098 0211 888258
20141 679 30373 267345 90246015768 6892 057285
20151 977 94674 732363 19754196789 6252 298325
20162 205 43976 227381 357604275610 3932 493356
20172 444 98877 752400 424669983811 2002 698388
20182 601 01979 307420 446712689111 8112 849410
20192 761 71980 893441 468756694612 4433 006433
20202 874 57282 511463 541787698512 9683 132450
Вид мощностейСтоимость, руб./ 1 тыс.т. мощностиПотребность к 2020 годуИнвестиционная емкость, руб
Шреддерные установки1 500 0004 1616 241 500 000
Переработка стекла12 000 0001651 976 400 000
Переработка резины и пластиков7 000 0001 0737 511 000 000
Приобретение техникиСтоимость, руб./ед.Потребность к 2020 годуИнвестиционная емкость, руб
Автовоз6 000 0008755 250 000 000
Тягач для грузовых а/м10 000 0001 20812 080 000 000
Тягач для автобуса10 000 0002192 190 000 000
ИТОГО РФ35 248 900 000
Условные величины
Масса одного легкового автомобиля, т1,263
Содержание металлов, %72%
Содержание RDF, %19%
Содержание стекла, %4%
Масса одного грузового автомобиля, т4,688
Содержание металлов, %78%
Содержание RDF, %16%
Содержание стекла, %1%
Масса одного автобуса, т6,728
Содержание металлов, %78%
Содержание RDF, %15%
Содержание стекла, %4%

Подход к привлечению инвестиций на федеральном и региональном уровнях

Данный подход разработан специально для привлечения инвестиций в отрасль утилизации транспортных средств в РФ регионами. Автор — финансовая компания GHP GROUP при участии НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ». В случае одобрения региональной властью как подхода детально рассчитывают прогноз расхода средств фонда, и создают комплект необходимых документов. Все — на основе наработок GHP GROUP по концессиям переработки отходов, которые были в других проектах в России и за рубежом. В случае дальнейшего развития этого проекта совместно осуществляется выбор партнеров. Нечто подобное существует в Европейском Союзе, если смотреть на индустрию переработки отходов в целом. Там также есть диспетчер (это касается и переработки упаковки, например), который проводит открытые конкурсы просто по переработке на существующих мощностях.

  1. Концепция реализации программы на федеральном уровне

    1. Инвестиции в производственные мощности осуществляются частными инвесторами, государство будет лишь субсидировать:
      1. процентную ставку по кредитам отрасли для банков из средств фонда,
      2. разницу между рыночной ценой продуктов переработки и расчетной единой ценой на этот продукт, обеспечивающий возврат на инвестиции.
    2. Субсидии в основном будут получать инвесторы в новые мощности по переработке отходов, которые необходимы для обеспечения рециклинга ВЭТС
    3. С инвестором в новые мощности будет заключаться концессионное соглашение, которое включает:
      1. гарантию поставки сырья для переработки
      2. гарантию субсидии разницы рыночной цены на продукт переработки по сравнению с расчетной ценой, обеспечивающей возврат на инвестиции
      3. субсидию процентной ставки по кредиту
      4. возможно: государственную гарантию на половину объема кредита
    4. Данный механизм позволяет получить максимум инвестиций в отрасль при минимальном расходе средств со стороны фонда утилизации.
  2. Механизмы реализации программы на федеральном уровне

    1. Организация единой системы учета ВЭТС по VIN через диспетчерского оператора или логистического оператора программы
    2. Определение потребностей в тех или иных мощностях по рециклингу и формирование предложения для открытого конкурса проектов строительства этих мощностей (с победителем конкурса заключается концессионное соглашение по участию в программе в соответствии с п1.с)
    3. Механизм мотивации владельцев транспортных средств по сдаче ВЭТС
  3. Изменение федерального законодательства по стимулированию использования продуктов рециклинга

    1. Изменение ГОСТов и технических требований для использования продуктов переработки шин (крошки) как добавки при дорожном строительстве
    2. Технические требования по стимулирования спроса на строительные материалы с использованием стеклобоя и других продуктов рециклинга
    3. Стимулирование использования других продуктов переработки
  4. Варианты участия регионов в программе рециклинга

    1. У Региона есть полигон с сырьем (например, использованные шины Белазов в Кемеровской области):
      1. Регион через механизм концессий гарантирует поставку сырья
      2. Регион обеспечивает площадку со всей инфраструктурой
      3. Предложение Региона по проекту выносится на открытый конкурс
    2. Регион хочет привлечь проекты по строительству мощностей рециклинга в рамках программы, однако у Региона нет полигона сырья:
      1. Открытое предложение Региона по концессии с гарантией обеспечения инфраструктуры для определенного вида мощностей по рециклингу (подключение к электричеству и пр, железнодорожные пути, т.д.). Возможны так же снижение ставок местных налогов и сборов
      2. Возможно концессионное предложение регионов для конкретных проектов, участвующих на открытых конкурсах по строительству мощностей рециклинга. Необходимо решить, возможен ли для региона подобный «фаворитизм» для конкрентных проектов, или регион обязан сделать свое предложение по концессии инфраструктуры частью открытого предложения на конкурс.
  5. Условия по участию в конкурсах отечественных производителей оборудования

    1. Приоритет отдается отечественным производителям оборудования по рециклингу, но они должны отвечать условиям по качеству
    2. Как вариант обеспечения условия (а) данного пункта, одним из требований по участию в конкурсе на строительство мощностей по рециклингу будет EPC контракт по оборудованию с банковской гарантией по рискам контракта. Если у российских производителей оборудование будет ненадлежащего качества, стоимость страховки рисков EPC контракта будет слишком высокой, и подобные производители оборудования будут проигрывать на конкурсе.
  6. Вывод – преимущества подобного подхода

    1. Достаточно прозрачный механизм с точки зрения расходования средств
    2. Обеспечивает максимальный объем частных инвестиций
    3. Обеспечивает эффективность бизнеса и снижения стоимости переработки благодаря конкуренции между частными компаниями
    4. Обеспечивает возврат на инвестиции для частных инвесторов

Новости по теме торгового спора России и ВТО

Россия и ЕС провели первые консультации, касающиеся иска по поводу действующего в РФ утилизационного сбора на иностранные автомобили

ИТАР-ТАСС, 31.07.2013

Россия и Европейский союз провели первые консультации, касающиеся иска по поводу действующего в РФ утилизационного сбора на иностранные автомобили, поданного ЕС во Всемирную торговую организацию. Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС источник в российской делегации, двухдневный раунд консультаций, проходивший в Брюсселе, завершился во вторник. По его словам, в переговорах «также приняли участие представители США, Японии, Китая, Украины и Турции». Источник агентства отказался приводить какие-либо подробности встречи, сославшись на то, что все стороны консультаций «связаны обязательством о конфиденциальности». «Первый раунд консультаций позволил сторонам услышать позиции друг друга», — сообщил информированный европейский источник по итогам завершившегося в Брюсселе во вторник двухдневного раунда переговоров. «Переговоры носили и будут носить конфиденциальный характер, однако, можно сообщить, что стороны изложили и услышали позиции друг друга. Говорить о возможных итогах переговоров преждевременно - впереди еще 60 дней работы, мы нацелены на достижение взаимоприемлемого результата», — пояснил он.

9 июля Брюссель опротестовал в ВТО правомерность действующего в РФ утилизационного сбора на иномарки, посчитав его дискриминационным. По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры превышает 3 млрд евро в год. Правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект о распространении утилизационного сбора на отечественный автотранспорт в соответствии с нормами ВТО, однако он пока не принят.

Еврокомиссия считает, что утилизационный сбор «фактически аннулировал» отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год. В конце этого месяца сразу несколько стран высказали интерес присоединиться к консультациям, мотивируя это тем, что данный вопрос представляет для них «существенный торговый интерес». Все они присутствовали на встрече в Брюсселе.

Согласно нормам ВТО, с момента официальной подачи иска в секретариат организации у сторон есть 60 дней для того, чтобы попытаться разрешить возникшие разногласия. Если консенсус не будет достигнут, дело передается в Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО, в рамках которого будет сформирована третейская группа. В среднем вынесение решение по торговому спору в рамках ВТО занимает около года. Для России, вступившей в ВТО в августе прошлого года, это первый иск. Официальные лица РФ не раз заявляли о готовности к внесудебному, переговорному урегулированию претензий.

Борясь с утилизационным сбором в России, Украина рискует оказаться в числе кандидатов на введение санкций ВТО

КоммерсантЪ-Украина, 25.07.2013

Украине, присоединившейся к консультациям, инициированным Евросоюзом по поводу применяемого в России с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора на автомобили иностранного производства, угрожает такое же разбиральство с ЕС в случае принятия аналогичного закона, сообщает КоммерсантЪ-Украина.

О присоединении к иску издание узнало из ряда источников, близких к секритариату ВТО. «Подобный шаг обсуждался уже давно, но украинские власти воздерживались от него. Однако во вторник решение было принято, и правительство поручило посольству в Женеве подать соответствующую заявку», — рассказал один из собеседников издания. Напомним, что Европейский союз в начале июля подал в суд Всемирной торговой организации иск против Российской Федерации по поводу утилизационного сбора на автомобили. Теперь к рассмотрению спора, кроме Украины, присоединились Китай, США, Япония и Турция. Если Россия после этих жалоб не начнет переговоры в течение 60 дней, страны-истцы смогут попросить ВТО заставить Москву изменить правила взимания пошлин или применить к ней торговые санкции.

Утилизационный сбор Россия начала взимать с 1 сентября 2012 года. Это нововведение ударило по украинскому экспорту авто в СНГ, который обвалился на 74,6%. Ситуацию усложняет тот факт, что что 4 июля Верховная Рада Украины также приняла закон об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств. Парламент решил обложить налогом их импортеров, а также производителей, кроме тех, кто берет на себя обязательство обеспечить утилизацию автомобилей и включен в соответствующий реестр. Пока закон еще не вступил в силу, так его не подписал президент. Если же это произойдет, то, как заявили Ъ в представительстве ЕС в Украине, Евросоюз будет инициировать аналогичные консультации с Украиной. Юристы считают обращение Украины к механизмам ВТО более надежным инструментом защиты интересов национальных производителей, чем двусторонние переговоры. «Практика присоединения к консультациям, инициированным другой страной-членом ВТО, является достаточно распространенной. Для этого государству необходимо уведомить о своем желании консультирующиеся стороны и орган по урегулированию споров, обосновав при этом свой значительный торговый интерес в споре», — рассказала советник юрфирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская. Такое участие может принимать различные формы: участия в конфиденциальных переговорах, которые проводятся в рамках консультаций, до возможности предлагать свои пути устранения спорных проблем, наиболее приемлемые для Украины.

Автопроизводители спешат сэкономить на утилизационных платежах

Российские автопроизводители торопятся хоть немного сэкономить на утилизационных платежах, пока их не сделали обязательными для всех

Владимир Штанов Vedomosti.ru, 19.07.2013

С начала года в реестре автопроизводителей, которые вместо уплаты утилизационного сбора взяли обязательства утилизировать выпускаемые машины, появилось около 50 новых участников. Список опубликован на сайте Минпромторга. Среди новичков — «Лада спорт» (спортивное подразделение «АвтоВАЗа»), «Соллерс-Буссан» (СП «Соллерса» с Mitsui & Co, выпускает Toyota Land Cruiser Prado), «Соллерс — специальные автомобили» (выпускает спецверсии на базе Ford Transit), две компании из группы «Камаз», Петербургский тракторный завод («дочка» Кировского завода) и др. Всего в реестре около 370 компаний. Основные автозаводы вошли в него еще в прошлом году. «Лада спорт» в апреле этого года наладила выпуск автомобилей, пояснил представитель «АвтоВАЗа». Петербургский тракторный завод планирует начать производство автобусов в России, но параметры проекта еще не утверждены, сказал представитель группы «Кировский завод». С 1 сентября 2012 г. со всех продаваемых в России автомобилей взимается утилизационный сбор. Но местные производители могут не платить его, заменив гарантией утилизации техники.

Базовая ставка утилизационного сбора для легковых машин — 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб. Есть также повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста автомобиля и его технических характеристик. К примеру, с учетом двигателей, которыми комплектуются выпускаемые «Соллерс-Буссаном» автомобили, ежегодные расходы по уплате сбора при выходе СП на максимальную мощность в 25 000 шт. могли бы составлять около 2 млрд руб.

Но в этом году систему гарантий планируется отменить. В итоге локальные производители будут уплачивать сбор наравне с импортерами машин. На этом настаивает Евросоюз, поскольку Россия вступила в ВТО. Проект соответствующих поправок внесен в Госдуму в мае. Заработать закон должен был с 1 июля, но депутаты до конца весенней сессии не успели его рассмотреть. Принятие перенесено на осеннюю сессию. Впрочем, не исключено судебное разбирательство с ЕС, который уже пожаловался на Россию в ВТО, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Пока идут консультации. Что будет с реестром компаний, взявших обязательства по утилизации, после изменения системы уплаты сбора, пока не решено, но, скорее всего, обязательства сохранятся, говорит источник в Госдуме. Получить комментарии представителя Минпромторга не удалось.

США могут поддержать ЕС в споре с РФ по поводу утилизационного сбора

РИА Новости, 18.07.2013

США могут поддержать Евросоюз в судебном разбирательстве против России по вопросу введенного в стране утилизационного сбора. У сторон есть еще возможность урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

США намерены поддержать Евросоюз, который может начать разбирательство РФ в суде ВТО в связи с введенным в стране утилизационным сбором на автомобили, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на торгового представителя США Майкла Фромана.

Россия 9 июля получила от Евросоюза официальное уведомление о начале консультаций о правомерности взимания РФ утилизационного сбора на иномарки, однако у сторон появится не одна возможность урегулировать ситуацию в досудебном порядке, поскольку по процедурам ВТО судебное разбирательство может состояться более чем через год.

«В настоящее время в ВТО ведется разбирательство по поводу введения Россией утилизационного сбора на автомобили. Мы примем в этом участие», — сказал Фроман, выступая в палате представителей.

ЕС инициирует торговый спор с РФ в рамках ВТО по вопросу применения утилизационного сбора на импортируемые в Россию транспортные средства.

// по материалам Interfax, Bloomberg, Reuters, Neurope, WTO

Автомобильные концерны ЕС инициировали жалобу в связи с применением Россией утилизационного сбора, который блок из 28 стран считает дискриминационным. В Секретариат ВТО в Женеве 9 июля 2013г. поступило уведомление о требовании консультаций с Российской Федерацией по вопросу применения утилизационного сбора на транспортные средства. Требование консультаций является формальным началом торгового спора.

Утилизационный сбор на импортируемые транспортные средства был введен РФ с 1 сентября 2012 года. Размеры сбора начинаются от 420 евро для маленьких авто и возрастают в зависимости от величины транспортного средства. Россия приводит в пользу утилизационного сбора экологические аргументы, указывая на тот факт, что более половины транспортных средств на ее дорогах старше 10 лет, и, соответственно, эти транспортные средства в скором времени подлежат утилизации. Тем не менее, отечественные транспортные средства утилизационным сбором не облагаются. Именно этот факт и дает повод ЕС воспринимать утилизационный сбор как протекционистскую меру, фактически своеобразный налог на импорт.

Речь идет о серьезном ущербе для 10 миллиардов евро ежегодного экспорта из ЕС, утверждают западные дипломаты. Сама Россия оценивает ежегодные поступления в госбюджет от утилизационного сбора в размере 1,3 миллиардов евро.

Это первая жалоба ЕС на Россию со времени ее вступления в ВТО в августе 2012 года. Россия вела переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 18 лет, и одним из основных условий вступления в эту организацию был отказ от протекционистских мер в отношении отечественного автопрома. Введение утилизационного сбора эффективно компенсирует снижение пошлины на импорт автомобилей, на которое Россия была вынуждена пойти ради вступления в ВТО, утверждают производители автомобилей в ЕС. В свою очередь Россия ранее предупредила ЕС о своей обеспокоенности относительно политики ограничения контроля Газпрома над своими европейскими газотранспортными активами. Месяц назад Конгресс США поручил своему торговому представителю в течение полугода подготовить отчет о соответствии торговой политики Москвы правилам ВТО и в дальнейшем предоставлять такой отчет ежегодно.

Теперь у России с ЕС есть 60 дней на урегулирование спора путем переговоров, в противном случае материалы будут переданы в комиссию по торговым спорам ВТО. В результате, в соответствии с правилами ВТО, Россия будет вынуждена изменить правила импорта автомобилей или столкнется с торговыми санкциями. Тем не менее, Франк Шауфф, глава Ассоциации Европейского Бизнеса в России, говорит, что не питает иллюзий насчет процедуры разрешения споров в ВТО, т.к. она может растянуться на годы, и надеется, что стороны придут к консенсусу путем переговоров.

Ранее Европейская Комиссия требовала от России до 1 июля отменить утилизационный сбор на импортируемые авто. Теперь ЕС ожидает от депутатов Госдумы уравнивания ставок утилизационного сбора для отечественных и иностранных производителей. Дума с 5 июля ушла на каникулы без принятия соответствующих нормативных актов.

Евросоюз подает первый иск к России в рамках ВТО

Мари Месропян, Vedomosti.ru, 09.07.2013

Евросоюз во вторник подаст в суд Всемирной торговой организации (ВТО) иск против России, сообщил Интерфаксу источник в Минэкономразвития. Поводом для разбирательств стал утилизационный сбор на автомобили, неоднократно вызывавший критику со стороны ЕС.

Россия присоединилась к ВТО в августе 2012. Это первый иск к России с того момента.

С 1 сентября 2012 Россия начала взимать утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили, которые выпускаются на территории России или ввозятся из других стран (кроме стран Таможенного союза). Базовый размер сбора составляет 20000 руб. Но при уплате сбора существуют и исключения. Они предусмотрены для отдельных категорий лиц, пользующихся льготами при ввозе автомобилей на территорию страны, а также для производителей, которые приняли на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими машин. Такие обязательства были приняты на себя АвтоВАЗом, Камазом, группой ГАЗ и Sollers, то есть все основные российские производители не платят утилизационный сбор. Именно это вызывает недовольство Евросоюза. По мнению ЕС, этот утилизационный сбор дает преимущества российский автопроизводителям, а это в свою очередь не соответствует нормам ВТО.

Тема утилизационного сбора многократно поднималась на двусторонних переговорах всех уровней. В мае правительственная комиссия одобрила законопроект, который должен был снять претензии ЕС. Документ распространяет утилизационный сбор и на отечественных производителей. Законопроект «О внесении изменений в статью 241 ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработан в связи с договоренностями, достигнутыми российской стороной в ходе переговоров с комиссаром ЕС по торговле Карелом де Гюхтом, сообщала пресс-служба правительства. Из закона должно исчезнуть главное исключение, распространяющееся на автопроизводителей, взявших добровольные обязательства.

ЕС подает на Россию первый иск в суд ВТО

RBCDaily.ru, Анастасия Тальнова, 09.07.2013

Европейский союз сегодня подаст в суд Всемирной торговой организации (ВТО) иск против России. Причиной стал введенный в нашей стране с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили, которые выпускаются на территории России или ввозятся из других стран. Однако ведущие автопроизводители РФ не платят этот сбор, что вызывает озабоченность у ЕС.

По мнению европейских экспертов, утилизационный сбор введен с целью защиты российских автопроизводителей после снижения таможенных пошлин на импортные автомобили в рамках вступления России в ВТО. Но ЕС посчитал механизм взимания сбора нарушающим требования торговой организации. «Важно, чтобы Россия как член ВТО играла по правилам мировой торговли», — цитирует РИА Новости агентство Reuters со ссылкой на источники в дипломатических кругах ЕС. Это первый иск к России с момента присоединения к ВТО в августе 2012 года.

Что касается утилизационного сбора, то Россия взимает его с 1 сентября 2012 года. Сбором облагаются легковые и грузовые автомобили, которые выпускаются на территории России или ввозятся из других стран (кроме стран Таможенного союза). Базовый размер сбора составляет 20 тыс. руб. Однако такой сбор могут не платить отдельные категории лиц, пользующиеся льготами при ввозе автомобилей на территорию страны, а также производители, которые гарантируют в будущем безопасную утилизацию произведенных ими машин. Такие обязательства приняли на себя ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», группа ГАЗ и Sollers. Таким образом, все основные российские производители не платят утилизационный сбор. Это и вызывает озабоченность у ЕС.

Ранее, в этом году, правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор. Однако этот документ до сих пор не принят.

Программа

09:30–10:00 Регистрация.

10:00–12:00 Первая сессия. Что представляет собой утилизация транспортных средств. Экологические требования в России и ЕС. Суть торгового спора с ВТО.

Модератор: Милушкин Сергей Юрьевич, Президент Союза «Национальное объединение саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами»

Вступительное слово.
Шингаркин Максим Андреевич, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва
Микая Тимур Барнабович, Директор Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ
Володькин Владимир Владимирович, Президент, НП НСРО РУСЛОМ.КОМ
Зарубежный опыт автоутилизации
Peter Kunze, Director Environmental Policy, ACEA (Бельгия)
Торговый спор между Россией и ВТО
Дементьев Дмитрий Владимирович, Специалист по внешненторговым вопросам, Sidley Austin (Бельгия)
Экологические требования в России в области утилизации
Соколова Наталья Романовна, Начальник управления государственного экологического надзора, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Структура автопарка по возрасту в целом по России и в региональном разрезе по типу машин: легковые, грузовые, автобусы. Прогноз автопарка в России. К какой стране мира мы ближе всего.
Арабаджи Татьяна Вячеславовна, Директор, НАПИ (Национальное агентство промышленной информации
Схема и экономика утилизации автотранспорта в России
Деревягин Алексей Александрович, Член Совета директоров, Промышленная компания «Втормет»

12:00–12:30 Перерыв.

12:30–14:00 Утилизационный сбор для российских и зарубежных автопроизводителей: почему есть отличия. Как производители могут участвовать в создании национальной системы утилизации. Утилизация дорожно-строительной техники.

Модератор: Милушкин Сергей Юрьевич, Президент Союза «Национальное объединение саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами»

Докладчики

Дискуссия «Программа утилизации и сценарии для автопрома»

Цель дискуссии: На основе Прогноза автопарка в России выработать для Правительства РФ и федеральных министерств и ведомств рекомендации по ключевым параметрам программы утилизации транспортных средств с целью стимулирования роста автомобильной промышленности.

Показать производство и импорт новых транспортных средств и выбытие старых транспортных средств из эксплуатации до 2020 года в трех сценариях:

14:00–15:00 Перерыв, обед.

15:10–17:00 Что есть в России сегодня. Дискуссия. Острые вопросы. Открытое заседание НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»

Модератор: Ковшевный Виктор Викторович, Директор, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»

О создании комплексной программы развития отрасли утилизации: текущий этап
Писарева Ольга Михайловна, Заведующая кафедрой математических методов в управлении, Государственный Университет Управления

Участники дискуссии и докладчики — члены НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ». В объединение входят переработчики, которые обладают 100% мощностей всех шредеров, размещенных в России. Также, будут представлены объединения переработчиков аккумуляторов и резины.

Рассматриваемые вопросы на дискуссии:

  1. Расчет предельных размеров затрат, понесенных в связи с осуществлением утилизации транспортных средств, включающий затраты на сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, которые планируется установить как лимит выплат по субсидиям, которые не должны превышать утилизационный сбор.
    (пункт 12–б Постановление №520).
  2. Определение перечня оборудования и установок, позволяющих осуществить отдельные виды работ по обращению с отходами (отдельными видами отходов), образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств которыми должна обладать организация (индивидуальный предприниматель).
    (пункт 4, Приложение 1, Постановление №520).
  3. Какой должен быть объем выплачиваемых субсидий в соответствии с пунктом 11.

Участники

ACEA
Director Environmental Policy
COPEX
Представитель COPEX в России и СНГ
General Motors Russia&CIS
Директор по взаимодействию с государственными органами
GHP Group
Управляющий директор
Mergermarket
Financial Reporter for Russia/CIS
Mitsui & Co. Moscow LLC
Главный специалист отдела оборудования
Reuters Москва
Корреспондент русской службы
SEDA
Заместитель генерального директора
Sidley Austin
Партнер, эксперт по ВТО
АвтоБизнесРевю
Менеджер по работе с клиентами
Автостат
Координатор партнёрских программ
Руководитель отдела информации, пресс-секретарь
Автофрамос (Renault в России)
Руководитель департамента проектов устойчивого развития
Администрация Брянской области
Администрация Калужской области
Администрация Костромской области
Администрация Мурманской области
Администрация республики Удмуртия
Администрация республики Удмуртия
Администрация Смоленской области
АЗИЯ АВТО
Президент
Акрон Плюс
Заместитель директора по развитию проекта «АвтоРециклинг»
Амурметалл
Технический директор
Аппарат Полномочного Представителя Президента России в Уральском федеральном округе
Департамент по экономической политике
Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе
Аргументы и факты Издательский Дом
Редактор направления авто, Департамента по развитию цифрового направления и новых медиа
Артан
Заместитель директора
Ассоциация Европейского Бизнеса в РФ
Координатор комитета автопроизводителей АЕБ
БЕЛАЗ
Ведущий юрисконсульт
Ведомости
Редактор полосы АВТО в «Ведомости. Пятница»
Волгоградвтормет
Заместитель директора
Втормет, Промышленная компания
Член Совета директоров
Государственный университет управления
Заведующая кафедрой математических методов в управлении
ДерВейс
Заместитель вице-президента по развитию
ЕЭК
Советник отдела координации гармонизации систем технического регулирования в отраслях
За рулем
Редактор
ИмпэксТрейд
Председатель Совета директоров
Институт Номура
Главный представитель Института в России
Интерметтрейд
Исполнительный директор
Киа Моторс РУС
Специалист по связям с государственными структурами
Кировчермет
Заместитель директора по работе с обособленными подразделениями и лицензированию
Либхерр-Русланд
Руководитель направления продаж
МВС
Руководитель проекта
МегаРекс
Менеджер по продажам
Мерседес-Бенц РУС
Специалист по стратегическому развитию и стратегическим проектам, Отдел по связям с государственными и общественными структурами (ЕАРР)
Отдел по связям с государственными и общественными структурами
Мета г. Самара - центральный офис
Генеральный директор
Заместитель генерального директора, директор по заготовке
Металлург, журнал
Главный редактор
Метсо Линдеманн
Старший менеджер по продажам. Переработка металлических и бытовых отходов
Директор по странам СНГ
Вице-президент
Министерство экономического развития и торговли Украины
И.о. директора Департамента промышленной политики
Министерство промышленности и торговли РФ
Cпециалист-эксперт отдела технического регулирования Департамента транспортного и специального машиностроения
Начальник отдела автомобильной промышленности Департамента транспортного и специального машиностроения
Министерство транспорта Московской области
Заместитель заведующего отделом развития транспортной логистики и грузовых перевозок и обращения с отходами транспортного комплекса
Министр транспорта Московской области
Министерство экономического развития Калужской области
Заместитель министра - начальник управления промышленности, транспорта и связи
МИСиС, НИТУ
Ректор
Председатель Совета УМО, Президент
Проректор по общим вопросам
Советник ректора
Московский Автомобильно-Дорожный Госудрарственный Технический Университет (МАДИ)
Заведующей кафедрой техносферной безопасности; Президент ассоциации «Шины и экология»
НАПИ
Директор национального агентства промышленной информации
Национальное объединение саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами
Президент
Национальный экологический оператор / РОСТЕХ
Генеральный директор
НЛМК
Секретариат Комиссии РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу
Объединение автопроизводителей России
Исполнительный директор
Посольство Бельгии в Москве
First Secretary
Представительство Европейского Союза в Российской Федерации
Head of Trade and Economics Section
Глава отдела науки, технологии и защиты окружающей среды
Сотрудник экономического и торгового отдела
Торговый аналитик
Представительство земли Бавария в Российской Федерации
Профит-Удмуртия
Заместитель директора
ПРЭКО Консалтинг
Консультатнт
Консультатнт
Рециклинг отходов
Главный редактор
Российская газета
Редактор 1 категории
РСОЗ
Коммерческий директор
РУСЛОМ.КОМ
Директор
Президент
Руукки Рус Санкт-Петербург
Старший технический специалист по сталям
Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии
Директор
СПЕЦАВТОПРОМ
Член Совета директоров
Вице-президент
СТ Нижегородец
Юрисконсульт
СТЭП металл
Директор
ТрейдАктивРесурс, ПКФ
Генеральный директор
Третий Рим
Главный редактор
УКРМЕТ
Директор по развитию
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Начальник управления государственного экологического надзора
Федеральное Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой)
Экспертный совет при Госстрое
Экспертный совет при Госстрое
Фольксваген Груп Рус
Специалист по утилизации
Хендэ Мотор СНГ
Руководитель группы внешних связей
Хетек
Директор по региональным поставкам
Экопрогресс
Выпускающий редактор
Главный редактор
ЮУрСЦУ
Руководитель отдела корпоративного управления
Ягуар Ленд Ровер
Руководитель группы по продукту
Ямалгазстрой
Генеральный директор




doc ИНСТРУКЦИЯ о порядке включения предприятий в Реестр
пунктов приема вышедших из эксплуатации
транспортных средств на утилизацию (РППУ ВЭТС)


Мероприятия 2012-2014, на которых
НП НСРО “Руслом.ком“ поднимал тему
утилизации транспортных средств.


Публикации в федеральных и отраслевых СМИ,
в которых НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”
рассказывал о новой программе утилизации 2014 года.

Спасение автопрома имени утилизации

О государственной программе, стартовавшей
1 сентября 2014 года.
/Ковшевный Виктор, директор НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”/


Схема обновления парка и утилизации ВЭТС (без учета TRADE-IN)

Формула поддержки промышленности государством



По вопросам участия:

+7(495) 782-44-84 e-mail: forum@rusmet.ru

Организаторы:

Русмет