Резолюция 6-й отраслевой конференции
“Утилизация транспортных средств в России-2014”

Утилизаторы дают старт Всероссийской программе мониторинга утилизированных транспортных средств с целью недопущения нелегальной «фиктивной» утилизации, на долю которой в первой программе утилизации 2010-2011 г.г. пришлось до 40%.

Автопроизводители, металлурги, утилизаторы, а также ведущие информационно-аналитические компании в области автопрома и профессиональные сообщества автопроизводителей и переработчиков лома призывают продолжить с 1 января 2015 года Правительственную программу обновления парка автомобилей 1 сентября – 31 декабря 2014 года. Связано это с тем, что программа положительно повлияет на стимулирование спроса на новые машины, а c учетом возрастной структуры парка автомобилей – на безопасность дорожного движения.

В России 32 млн. 747 тыс. автомобилей (легковые, грузовые, автобусы) старше 15 лет. Старение парка, а также черный рынок бывших в употреблении автокомпонентов негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Комплексные программы обновления парка и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств должны привести в ближайшие 10 лет к выводу из эксплуатации 27 млн. старых и аварийных машин, что положительно скажется на снижении тяжести последствий ДТП. А именно: количество погибших в ДТП уменьшится на 6673 человека в год, а общий экономический ущерб уменьшится на 170 млрд. рублей в год. Приведенные цифры являются результатом исследования НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, которое базируются на данных статистики ГИБДД, данных аналитических агентств по существующей в России возрастной структуре парка машин по состоянию на июль 2014 года, методики Минфина по расчету социально-экономического ущерба от ДТП, и результатов анализа влияния возраста автомобиля на шансы выжить в ДТП - исследовано 230 тыс.аварий, из которых 100 тыс. с летальным исходом.

Профессиональное сообщество выражает обеспокоенность активизацией “псевдо-утилизаторов”, которые сегодня предлагают автодилерам по 3-4 тыс.руб. за машину – такие машины не попадут на утилизацию, потому что приобретаются с целью разбора на запчасти с последующей продажей. Процесс утилизации является затратным, несмотря на то, что в результате образуется лом, который дальше используется в качестве сырья для металлургических заводов. Связано это с тем, что наряду с металлом, образуются другие отходы: пластик, стекло, гсм, резина и другие виды, которые подлежат переработке или захоронению, что требует лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, код отхода по код отхода по ФККО - 9200000000000: отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (образовавшиеся в результате разборки и сортировки вышедших из употребления автотранспортных, автотракторных, железнодорожных транспортных средств, вооружения и военной техники).

Необходимо вести единый учет и контроль фактической утилизации автомобилей. Иначе машины, попавшие в программу, могут оказаться на “нелегальных разборках” или выброшенными на обочине лесной дороги. Крайними окажутся автодилеры, которые заключили договора с компаниями, которые не имеют необходимых лицензий и оборудования для утилизации машин. Необходимо учесть опыт первой программы утилизации 2010-2011 г.г. В этой программе всего было направлено на утилизацию 600 тыс.машин. В связи с тем, что не было единой системы учета и контроля всего процесса, до 40% машин могли попасть не на утилизацию, а на авторазбор. Потом в виде аварийных запчастей - на черный рынок. Неизвестно также, что произошло с моторными маслами и технологическими жидкостями, которые были в этих машинах – их аккуратно собрали, или просто вылили на землю, отравляя воду.

Единый общероссийский учет фактически утилизированных машин, а также реестр пунктов приема машин на утилизацию ведет профессиональное сообщество переработчиков лома и утилизации транспортных средств НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, которая была учреждена в 2012 году металлургическими комбинатами, шредерными заводами и независимыми переработчиками лома. Все эти компании в первой программе утилизации утилизировали более 300 тыс.машин, что составляет 50% от машин, переданных на утилизацию. В настоящий момент общая мощность всех приемных пунктов, которые расположены во всех федеральных округах России (кроме Крыма, где вопрос находится в стадии проработки) составляет более 200 тыс.легковых и более 30 тыс. грузовых машин в месяц.

Утилизация машины – это целый технологический процесс, для которого требуется специальное оборудование и обученный персонал.  Саморегулируемой организацией “РУСЛОМ.КОМ” разработаны и утверждены два стандарта утилизации в зависимости от используемого оборудования. Помимо учета фактически утилизированных машин, результаты которого будут передаваться в Минпромторг РФ, автопроизводителям и отраслевым СМИ, саморегулируемая организация будет вести реестр белых автодилеров. Это те автодилеры, которые заключили договора не c фирмами-однодневками, а с компаниями, которые проводят полную утилизацию автомобилей соответствующую экологическим требованиям. На основе анализа данных будут  составляться рейтинги регионов. При выборе автодилера автовладельцы имеют право знать, что будет с их машиной дальше.

Для автомобилей, переданных на утилизацию, необходима полная утилизация всех запчастей. Только так можно избежать их попадания на черный рынок запчастей, который формируется в результате нелегального разбора аварийноопасных машин.  Одновременно, при введении полноценной системы утилизации автотранспорта в России прирост рынка новых запчастей составит от 300 млрд. рублей в год – по данным статистики и расчетов агентства “Автостат” и НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”.

На текущий момент в России нет мощностей по переработке пластика, стекла и использованных катализаторов. Стоит отметить, что использованные катализаторы экспортируются из России и служат источником сырья на западных компаний – это редкие, редкоземельные и драгоценные металлы. Поэтому требуется государственная поддержка для строительства перерабатывающих заводов.

Программы утилизации необходимо распространить на другие отрасли транспортного машиностроения: вагоностроение, дорожно-строительная техника, судостроение, военная техника, трубопроводный транспорт. Фактический учет утилизации, который в настоящий момент сформирован, позволит обеспечить государству возврат 3 рублей на каждый вложенный 1 рубль в программу утилизации. Данные цифры получены в результате расчетов коэффициента-мультипликатора для производства транспорта и смежных секторах производства. В целом, транспортном машиностроении затрагивает несколько других базовых отраслей экономики, таких как металлургия, нефте-химия, горно-добывающая промышленность, в которых работает 10 млн.человек.

Программы утилизации объединяют интересы автопроизводителей, производителей автокомпонентов, автодилеров и автоутилизаторов, а также интересов Минпромторга РФ в части контроля целевого расходования бюджетных средств и являются эффективным инструментом поддержки отечественной промышленности.





doc ИНСТРУКЦИЯ о порядке включения предприятий в Реестр
пунктов приема вышедших из эксплуатации
транспортных средств на утилизацию (РППУ ВЭТС)


Мероприятия 2012-2014, на которых
НП НСРО “Руслом.ком“ поднимал тему
утилизации транспортных средств.


Публикации в федеральных и отраслевых СМИ,
в которых НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”
рассказывал о новой программе утилизации 2014 года.

Спасение автопрома имени утилизации

О государственной программе, стартовавшей
1 сентября 2014 года.
/Ковшевный Виктор, директор НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”/


Схема обновления парка и утилизации ВЭТС (без учета TRADE-IN)

Формула поддержки промышленности государством



По вопросам участия:

+7(495) 782-44-84 e-mail: forum@rusmet.ru

Организаторы:

Русмет